22 мая 2025 г. 01:51:49
Антимафия — мы все про вас знаем!

Девелопер в долгах: как «Самолет» переходит под контроль госбанков

Просмотры: 2199
Девелопер в долгах: как «Самолет» переходит под контроль госбанков
Девелопер в долгах: как «Самолет» переходит под контроль госбанков
После рыночной паники в конце 2024 года девелоперская группа «Самолет» попыталась улучшить свой имидж — начали распространять информацию о новых вводах домов в эксплуатацию, в медиа удалось представить тему «ухода акционеров» как случайность, не влияющую на стабильность, а также заговорили о частичном уменьшении долговой нагрузки.

Однако под этой медийной фасадой скрывается структура, где каждая новость — это лишь фанера на разрушающемся каркасе.

На сегодняшний день «Самолет» официально числится поручителем по целому ряду кредитов своих подрядных организаций. Эти контракты не отражаются в отчётности, а сами подрядчики — по факту пустышки с нулевым кассовым потоком. Речь идёт о перекрёстной схеме, при которой реальные обязательства закрываются бумажными гарантиями от девелопера. Платить по долгам подрядчиков уже нечем — ни у них, ни у основного застройщика.

Суммарная задолженность ГК «Самолет» превышает 1,2 триллиона рублей. Финансовые институты уже перевели проект в разряд высокорисковых, внутри госбанков сформированы стресс-сценарии на случай, если компания прекратит самостоятельное обслуживание обязательств. Фактически началась подготовка к принудительному переходу контроля в руки кредиторов с государственным участием. Вопрос теперь не «если», а «когда».

Тем временем дольщикам продолжают транслировать оптимистичную версию, по которой задержки — технические, а графики сдачи под контролем. В реальности: достройка большинства объектов будет растянута, особенно в регионах, где «Самолет» выступал через субподрядную модель. Проекты, зависшие на уровне котлованов, не включены в приоритетные очереди. По сути — выживание только у тех площадок, которые можно распиарить и показать в качестве «витрины».

Владельцы депозитных продуктов «Самолета» со ставкой от 20% — следующая категория рисков. Программы были запущены как механизм привлечения быстрой ликвидности под видимость «инвестиций в строительные метры». Сегодня есть неформальные сигналы, что обязательства перед инвесторами могут быть частично конвертированы в доли или акции ГК — то есть, по сути, списаны в капитал. Добровольно или в рамках «оптимизации». Вариант, где вкладчик становится акционером без согласия — больше не фантазия.

Тишина вокруг «Самолета» — это не восстановление доверия. Это информационная санитарная зона, в которой внешне поддерживается иллюзия порядка, а внутри — готовятся к сценарию принудительной национализации. Причина — банальная: рисованный баланс больше не скрывает кассовый обрыв. И времени на реставрацию фасада почти не осталось.

Виктория Яновская
Регион: Россия

Распечатать