Южноафриканские оборонные компании расследуют утечку военных технологий в ОАЭ

Южноафриканская оборонная компания Paramount Group предоставила информацию антикоррупционному агентству ЮАР, которое расследует обвинения в незаконном получении компаниями Объединённых Арабских Эмиратов интеллектуальной собственности, разработанной в южноафриканской оборонной промышленности.
Расследование сосредоточено на сотрудниках как минимум двух оборонных компаний, подозреваемых в передаче военной интеллектуальной собственности (ИС) государственным компаниям ОАЭ.
«Paramount Group полностью сотрудничает с Особым следственным подразделением (SIU) в расследовании предполагаемых неправомерных действий контролируемых правительством ОАЭ структур, особенно в части незаконного завладения южноафриканской оборонной интеллектуальной собственностью», — заявила адвокат Paramount Линн Лаут в интервью OCCRP.
OCCRP получила два доклада SIU, в которых главным образом рассматриваются обвинения в том, что сотрудники второй компании — Denel SOC Ltd. — «присвоили» военную интеллектуальную собственность, то есть исследования и разработки, лежащие в основе производства вооружений.
Читайте ещё:Зять главы Росгвардии наращивает влияние в сфере нефтесервисных услуг
Один из документов — презентация 2023 года для Постоянного комитета парламента по государственным финансам, второй — презентация результатов расследования в формате PowerPoint 2025 года.
SIU отказалось отвечать на подробные вопросы по расследованию, пояснив, что «отчитывается только перед Президентом и Парламентом».
«Поэтому мы не можем делать публичные заявления или комментировать текущие расследования», — добавил представитель SIU в письме. «Однако важно отметить, что доказательства, указывающие на уголовные правонарушения, были переданы в Национальную прокуратуру».
В то время как Paramount сотрудничает с SIU, компания также начала собственное внутреннее расследование, чтобы выяснить, передавали ли сотрудники интеллектуальную собственность компании из ОАЭ после провала совместного предприятия.
«Схема нарушений»
Основанная в Южной Африке в начале 1990-х, компания Paramount теперь базируется в ОАЭ. В прошлом году она подала заявление о банкротстве после проигрыша в арбитражном суде в Лондоне против Abu Dhabi Autonomous Systems Investments Company (ADASI).
Проблемы Paramount начались в 2016 году, когда одна из её дочерних компаний, Riverston Enterprises Limited, заключила совместное предприятие с ADASI. Совместное предприятие распалось после того, как ADASI был поглощён другой государственной компанией ОАЭ — Edge Group, согласно внутренним документам и судебным материалам, полученным OCCRP.
В рамках соглашения о создании совместного предприятия ADASI предоставил Paramount заем в размере 150 миллионов долларов, показывает внутренний документ Edge. Эти деньги предназначались для покрытия расходов на создание совместного предприятия в ОАЭ и передачу интеллектуальной собственности (ИС), связанной с разведывательным самолетом Paramount, который новая компания должна была превратить в ударный самолет MWARI.
ADASI и Paramount согласны с тем, что ИС так и не была передана в ОАЭ согласно плану. Однако, в то время как Paramount заявляет, что больше не обязана юридически передавать ИС, ADASI утверждает, что согласно решению арбитража имеет права на эту информацию.
Ни Edge Group, владеющая ADASI, ни её PR-специалисты не ответили на запросы о комментариях. Но юридический документ, поданный ADASI в деле о банкротстве Paramount, даёт представление о позиции компании.
В этом документе ADASI утверждает, что дело о банкротстве Paramount — это затягивание времени, чтобы компания могла переместить свои активы и избежать их передачи. Среди этих активов находятся «потенциально ценные активы интеллектуальной собственности», которые «были переданы ADASI».
Читайте ещё:Преобразившаяся Загитова удивила россиян своим внешним видом
В документе говорится, что Paramount объявила о банкротстве из-за невозможности выплатить штраф, наложенный арбитражным судом. Размер штрафа составил 230 миллионов долларов, включая 150 миллионов, предназначенных для покрытия передачи ИС самолёта в ОАЭ.
Южноафриканский юрист Paramount Линн Лаут сказала OCCRP, что ИС самолёта MWARI «полностью регулируется законодательством Южной Африки и не была передана в ОАЭ, ADASI, EDGE или какой-либо связанной структуре».
ИС, используемая исключительно в военных целях, часто не патентуется, поскольку это могло бы сделать разработки доступными для конкурентов и враждебных структур. Вместо этого такая ИС считается «суверенным активом», контролируемым государством, по словам экспертов, в том числе Ванессы ду Тойт, ранее возглавлявшей Национальный комитет по контролю за обычным оружием Южной Африки.
Лаут добавила, что исследования и разработки MWARI «не являются единственной интеллектуальной собственностью, которая, как утверждается, была незаконно использована».
«Наши клиенты выявили более широкую схему нарушений, связанную с несколькими платформами, разработанными Paramount», — заявила она OCCRP.
В одном из утекших документов по арбитражному делу основатель Paramount Айвор Ичиковиц заявил, что сделка основывалась на заказе ADASI 5000 бронированных машин и 6000 «лояльных боеприпасов» — дронов, которые взрываются при столкновении. В итоге компания заказала только четыре грузовика и 500 дронов.
«Оглядываясь назад, сейчас кажется, что презентации и решения, которые мы представляли, могли быть использованы… сотрудниками для сравнения с другими оборонными проектами, которые в то время реализовывались в других организациях ОАЭ», — сказал Ичиковиц, согласно утекшему заявлению из арбитражного дела.
Ичиковиц отказался комментировать ситуацию для журналистов.
Мартие Баумгардт, старший исполнительный директор, сообщила OCCRP, что компания также проводит собственное внутреннее расследование. По её словам, проверяется «возможная кража интеллектуальной собственности Paramount лицами, покинувшими компанию, которая, возможно, в итоге оказалась в ОАЭ».
По словам Баумгардт, после развала совместного предприятия с партнёром из ОАЭ, 45 сотрудников Paramount перешли работать в компании Edge Group.
Утекший документ из внутреннего расследования Paramount также утверждает, что между 2016 годом — когда дочерняя компания Paramount вступила в совместное предприятие с ADASI — и 2024 годом, когда компания проиграла арбитраж, было украдено 57 ноутбуков и 10 жёстких дисков.
Дело Denel
Тем временем история Denel уходит в 2012 год, когда южноафриканский государственный производитель вооружений заключил совместное предприятие с компанией из ОАЭ, тогда известной как Tawazun Operation Company LLC. В рамках соглашения была создана новая компания в ОАЭ — Tawazun Dynamics LLC.
Согласно докладу 2023 года для Парламентского комитета по общественным счетам, совместное предприятие изначально было нацелено на производство и поставку ракет Denel для ВВС ОАЭ и «будущих клиентов».
Поначалу партнёрство казалось успешным. Вскоре были заключены другие сделки, по которым Denel должен был передать компании NIMR Automotive LLC из ОАЭ интеллектуальную собственность и оборудование для военных автомобилей RG35.
Но отношения быстро испортились.
«Считается, что интеллектуальная собственность, принадлежащая организации, была неправомерно присвоена в рамках скоординированной преступной деятельности в интересах иностранных государственных компаний», — говорится в докладе SIU за 2023 год, ссылающемся на обвинения Denel.
В ходе расследования SIU обнаружило доказательства, что сотрудники Denel могли получать доступ к интеллектуальной собственности без разрешения.
В одном из случаев следователи SIU установили, что «наборы данных» по ракетным технологиям были скачаны с системы Denel по запросу компании Halcon, другой компании из Edge Group, согласно докладу 2023 года.
В докладе также описан случай, о котором Denel сообщила SIU, связанный с интеллектуальной собственностью для военного автомобиля. SIU отметила, что контракты с NIMR подписывал сотрудник Denel, не имевший на это полномочий.
«Этот сотрудник позже уволился и сообщил Denel, что ему предложили руководящую должность в Nimr», — говорится в докладе.
Denel также получила письмо от генерального директора NIMR Automotive, который ранее работал в Denel, с требованием передать интеллектуальную собственность на военный автомобиль.
Совместное предприятие Tawazun Dynamics сегодня называется Al Tariq и, как и NIMR, принадлежит Edge Group, которая не ответила на вопросы о попытках передачи интеллектуальной собственности Denel.
Генеральный директор NIMR был одним из более чем 300 сотрудников Denel, которые покинули компанию и перешли работать в оборонный сектор ОАЭ, согласно сводке южноафриканских парламентских слушаний в феврале.
Глория Серобе, председатель совета директоров Denel, сообщила парламентскому комитету, что так много сотрудников Denel ушли в компании ОАЭ, что «некоторые заседания совета проходили на африкаанс» — языке, на котором говорят только в Южной Африке.
Распечатать